Раздел 3. Комплексная оценка перспектив и ограничений - Пояснительная записка. Приложения том № гд. 1-09 Генеральный...

Раздел 3. Комплексная оценка перспектив и ограничений

социально-экономического развития района


Целью градостроительной организации территории Медведевского района является создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, формирование пространственой среды обитания, включая организацию социальной и хозяйственной деятельности.

Комплексная оценка перспектив и ограничений социально-экономического развития территории выполнена на основе оценки различных потенциалов развития района в целом.

Критерием комплексной оценки принята совокупность показателей, отражающих уровень социальной и производственно-экономической развитости.

Спецификой Медведевского района является то, что в нем промышленное производство наиболее развито на территориях и в поселениях, тяготеющих к региональному планировочному центру Республики Марий Эл – городу Йошкар-Оле.

Административный центр района - пгт. Медведево расположен в непосредственной близости со столицей региона.

Медведевский район имеет довольно высокий потенциал сельскохозяйственного производства, которое специализируется в основном на животноводстве и растниеводстве.

Наиболее высокий потенциал район имеет по величине запасов и качеству лесных ресурсов, а также богатые рекреационные ресурсы для организации круглогодичного туризма и отдыха.

В последнее время в районе наблюдается стабилизация трудовых ресурсов.


^ 3.1. Ограничения комплексного развития


При создании благоприятных условий жизнедеятельности населения учитываются существующие ограничения комплексного развития и способы и пути их преодоления или максимального нивелирования.

К ограничениям комплексного развития на территории Медведевского района в той или иной степени относятся инженерно-геологические ограничения, экологический ограничения, некоторые факторы риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, природоохранные ограничения.


^ 3.1.1. Инженерно-геологические ограничения


С учетом рельефа, геологического строения и гидрогеологических условий на рассматриваемой территории выделяются два района, это район "Оршано-Кокшайской водораздельной равнины" и район "Долины рек".

Район "Оршано-Кокшайской водораздельной равнины" занимает северную часть территории района и представляет собой волнистую, значительно расчленённую долинами малых рек, ручьёв, одиночными растущими оврагами поверхность.

Территория сложена с поверхности покровными лессовидными суглинками. Подстилаются они известняками, мергелями пермского возраста.

Подземные воды залегают на глубине 35 – 40 м.

Грунты под основания объектов покровные суглинки и реже коренные породы обладают несущей способностью, достаточной для любого вида гражданского строительства.

Исключение представляют известняки, которые могут быть закарстованными. На участках, где будет обнаружен карст, необходимы специальные изыскания.

В целом данный район отнесён к ограниченно-благоприятному для градостроительного освоения из-за значительного горизонтального расчленения.

Второй район — район "Долины рек" включает три подрайона, отличающихся по степени благоприятности для освоения.

Подрайон "Высокие надпойменные террасы рек" — занимает большую часть рассматриваемой территории.

По характеру рельефа это низменная равнина, слабо расчленённая долинами рек и ручьёв, имеются озёра.

Местами на равнине встречаются эоловые холмы. Пески, слагающие холмы, обычно закреплены растительностью и не перевеваются.

На территории широко развито поверхностное заболачивание, а к понижениям рельефа приурочены болота, низинного и верхового типа, где мощность торфа достигает 6 м.

С поверхности развиты аллювиальные и флювиогляциальные пески разной зернистости с прослоями супесей и суглинков. Грунты являются достаточно надёжным основанием для гражданских сооружений.

Грунтовые воды залегают на глубине 3 - 10 м, на заболоченных и заторфованных участках — на глубине менее 2 м.

В целом данный подрайон благоприятен для градостроительного освоения за исключением болот с торфом мощностью более 2 м.

Подрайон "Низкие надпойменные террасы" — распространён наиболее широко около г. Йошкар-Олы (долина р. Малой Кокшаги), где ширина его достигает 3 км, на других участках не превышает 1 км.

Поверхность террас равнинная, с наличием болот низинного типа. Сложены террасы аллювиальными песками разной зернистости.

На болотах развит торф мощностью до 2 – 3 м. Аллювий подстилается известняками, мергелями и доломитами пермского возраста.

Грунтовые воды залегают на глубине 1 - 8 м. В целом район благоприятен для строительства, но местами градостроительное освоение потребует проведения мероприятий по понижению уровня грунтовых вод.

Несущая способность грунтов основания достаточна для любого вида гражданского строительства.

Подрайон "Поймы рек" — широко развит по долинам рек Большой и Малой Кокшаги и в нижнем течении реки Большого Кундыша. Ширина его достигает 2 - 5 км. Рельеф территории плоский, с наличием стариц.

При наивысшем уровне воды 1 % обеспеченности поймы полностью затопляются.

В строении пойменных террас принимают участие аллювиальные иловатые пески, супеси и суглинки. Грунты имеют пониженную несущую способность, что потребует применения свайных оснований или усиления фундаментов.

Грунтовые воды залегают на глубине в основном менее 2 м и находятся в гидравлической связи с речными водами.

Рассматриваемый подрайон относится к особо неблагоприятным для гадостроительного освоения в связи с затоплением паводками, высоким положением грунтовых вод и наличием грунтов с низкой несущей способностью.


^ 3.1.2. Экологические ограничения


Особенности физико-географического положения Медведевского района в структуре территории Республики Марий Эл и экономического развития республики и района определяют в целом относительно благоприятную экологическую обстановку.

Однако хозяйственная деятельность может оказывать локальное воздействие на геологическую среду, что сказывается на режиме и качестве подземных вод.

Потенциальную опасность загрязнения подземных вод представляют, главным образом, поля фильтрации неочищенных сточных вод, свалки бытовых и промышленных отходов.

Интенсивная и бесконтрольная эксплуатация водоносных горизонтов, приводимая к их истощению и ухудшению питьевых качеств подземных вод.

К основным экологическим проблемам, характерным для данной территории, относятся:

- загрязнение подземных и поверхностных вод по отдельным очагам загрязнения на территориях с неблагоприятной техногенной нагрузкой, где отмечается повышенное содержание вредных веществ в подземных водах;

- загрязнение атмосферного воздуха в населенных пунктах автотран-спортом, что требует разработки рациональной транспортной сети;

- интенсивное развитие экзогенных геологических процессов на сельскохозяйственных угодьях и землях поселений;

- снижение плодородия почв.

Основными загрязнителями поверхностных водных объектов являются предприятия коммунального хозяйства и неканализованные ливневые воды с территорий промышленных предприяий, населенных пунктов и сельскохозяйственных предприятий.

Значительная часть водных объектов в Медведевском районе отнесена к классу «умеренно загрязненных» вод, это участки рек Малая Кокшага, Большая Кокшага.

К классу «грязных» вод отнесен участок реки Малая Кокшага ниже очистных сооружений канализации г. Йошкар-Олы.

Для улучшения экологической обстановки на территории Медведевского района необходима разработка и осуществление превентивных мер по охране окружающей среды:

- комплекс мероприятий по охране подземных и поверхностных вод должен быть направлен на ликвидацию существующего загрязнения и предотвращение потенциально возможного:

- уменьшение выноса загрязняющих веществ в водные объекты со сточными водами;

- увеличение мощности очистных сооружений, а также на сокращение водопотребления промышленными, коммунальными, сельскохозяй-ственными и другими предприятиями за счет изменения технологии производства;

- внедрение оборотного или повторного использования воды, очистки сточных вод, увеличение ассимулирующей способности водоемов;

- проведение агролесомелиоративных работ: создание искусственных защитных полос;

- формирование естественных защитных посадок, максимальное сохранение естественных лесных массивов и растительного покрова в целях ослабления эрозионных процессов;

- увеличение площади особо охраняемых природных территорий;

- формирование экологического каркаса и нормативно-правовое обеспечение природоохранного режима его структурных единиц;

- проведение комплексного экологического мониторинга.


^ 3.1.3. Охранные зоны объектов инженерной и транспортной инфраструктуры


Охранная зона объектов инженерной и транспортной инфраструктуры это территория с особыми условиями использования, которая устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, вокруг объектов инженерной, транспортной и иных инфраструктур в целях обеспечения охраны окружающей природной среды, нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.

Охранные зоны выделяются для:

- электрических сетей;

- линий и сооружений связи;

- систем газоснабжения;

- магистральных трубопроводов;

- транспортных магистралей.

Охранные зоны электрических сетей устанавливаются для электроподстанций, распределительных устройств, воздушных линий электропередач, подземные и подводные кабельные линии электропередачи.

В соответствии с «Правилами охраны электрических сетей напряжением свыше 100 вольт» охранные зоны – это земельные участки вдоль воздушных линий электропередач, ограниченные линиями, отстоящих от крайних проводов на расстоянии:

- до 20 киловольт 10 м;

- 35 киловольт 15 м;

- 110 киловольт 20 м;

- 150, 220 киловольт 25 м;

- 330, 500 киловольт 30 м.

Охранные зоны линий и сооружений связи устанавливаются для обеспечения сохранности действующих кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, а также сооружений связи Российской Федерации.

Размеры охранных зон с особыми условиями использования устанавливаются согласно «Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.1995 г. № 578.

Для обеспечения сохранности, создания нормальных условий эксплуатации систем газоснабжения устанавливаются охранные зоны:

- для наружных газопроводов – 15 м от осей крайних ниток;

- для подводных переходов – 100 м;

- от газонаполнительных станций до лесных массивов:

хвойных пород – 50 м,

лиственных пород – 20 м.

Вдоль магистральных трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты устанавливается охранная зона в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 м от оси трубопровода с каждой стороны.

К охранным зонам транспорта относятся земельные участки, необходимые для обеспечения нормального функционирования транспорта, сохранности, прочности и устойчивости сооружений, устройств и других объектов транспорта, а также прилегающие к землям транспорта земельные участки, подверженные оползням, обвалам, размывам, и другим опасным воздействиям.

В охранных зонах транспорта вводятся особые условия землепользования. Порядок установления охранных зон, их размеров и режима определяется для каждого вида транспорта в соответствии с действующим законодательством.

К охранным зонам железных дорог относятся полосы естественных лесов, прилегающих к земляному полотну, шириной 500 м в каждую сторону от оси железнодорожного пути, площади лесов в поймах рек и вдоль берегов озер и водохранилищ.

Охранные зоны являются ограничением для размещения объектов капитального строительства. На этой территории запрещается размещение жилых и общественных зданий, складов нефти и нефтепродуктов.

Санитарно-защитные зоны промышленных, коммунальных, радиотехнических и других объектов устанавливаются в пределах населенных пунктов с целью отделения объектов, являющихся источниками выбросов, загрязняющих веществ, повышенных уровней шума, вибрации, ультразвука, электромагнитных волн, ионизирующих излучений от жилой застройки и являются основными ограничениями при разработке генеральных планов населенных пунктов.


^ 3.1.4. Основные факторы риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера


Основные факторы риска техногенного характера - это аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения населения, аварии на газо- и нефтепроводах, пожары и взрывы в зданиях и сооружениях жилого, социально-бытового и культурного назначения, аварии на транспорте.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера возникают вследствии изношенности основных производственных фондов, ухудшения материально-технического обеспечкния, снижения производственной и технологической дисциплины, отсутствия современных систем управления опасными процессами.

Основными причинами возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера являются:

- накопление негативных последствий строительства и эксплуатации оборудования, агрегатов, объектов, приведших к трансформации природно-территориальных комплексов (образование каръеров, насыпи, эрозия, пучение грунтов, подтопление и т.п.);

- механическое разрушение оборудования, резервуаров, трубопро-водов, скважин;

- отсутствие современных систем управления опасными процессами;

- неудовлетворительное состояние технических средств и обору-дования, которое выработало свой амортизационный срок, физически изношено и морально устарело, имеет низкую степень надежности и находится в аварийном состоянии;

- отсутствие дублирующих технических систем, альтернативы замены оборудования, агрегатов на предаварийной стадии;

- нарушение сроков и периодичности диагностики, дефектоскопии, обследования и проверки потенциально опасных объектов;

- отсутствие автоматических систем контроля функционирования оборудования, агрегатов, объектов с целью своевременного выявления возможных отказов и разрушений;

- нарушение производственной и технологической дисциплины;

- недостаточность квалифицированных кадров.

Среди чрезвычайных ситуаций техногенного характера большая доля приходится на пожары на объектах социально-бытового назначения, причинами которых в основном являются нарушения правил пожарной безопасности, правил эксплуатации электрооборудования и неосторожное обращение с огнем.

Для целей пожаротушения в населенных пунктах с числом жителей более 5 тысяч человек необходимо произвести реконструкцию водопроводных сетей, в пгт. Краснооктябрьский и пгт. Медведево выполнить закольцовку линий водовода.

В населенных пунктах с числом жителей от 50 чел. до 5 тысяч человек необходимо обеспечить строительство пожарных водоемов (резервуаров) и устройство подъездных путей с облегченным усовершенствованным покрытием и пирсов к водоемам, используемым для целей пожаротушения.


Строительство пожарных водоемов и подъездных путей с облегченным усовершенствованным покрытием и пирсов к водоемам, используемым для целей пожаротушения, в населенных пунктах:

1. д. Томшарово 1 водоем; 1 подъездн. путь;

2. п. Знаменский 3 водоема; 4 подъездн. пути;

3. д. Паганур 1 водоем; 2 подъездн. пути;

4. д. Яметкино 1 водоем; 1 подъездн. путь;

5. д. Есенейсола 1 водоем; 1 подъездн. путь;

6. д. Ким 2 водоема; 2 подъездн. пути;

7. д. Новое Комино 2 водоема; 2 подъездн. пути;

8. д. Старое Комино 1 водоем; 1 подъездн. путь;

9. д. Люльпаны 2 водоема; 2 подъездн. пути;

10. п. Новый 1 водоем; 3 подъездн. пути;

11. с. Нурма 1 водоем; 2 подъездн. пути;

12. д. Русский Кукмор 2 водоема; 2 подъездн. пути;

13. п. Руэм 2 водоема; 2 подъездн. пути;

14. д. Крутой Овраг 1 водоем; 1 подъездн. путь;

15. д. Митюково 1 водоем; 2 подъездн. пути;

16. д. Ноля-Вершина 1 водоем; 2 подъездн. пути;

17. п. Дорожный 1 водоем; 1 подъездн. путь;

18. д. Сосновка 1 водоем; 2 подъездн. пути;

19. д. Средняя Турша 1 водоем; 1 подъездн. путь;


20. д. Курманаево 1 водоем; 1 подъездн. путь;

21. д. Акиндулкино 1 водоем; 1 подъездн. путь;

22. д. Большой Шаплак 1 водоем; 1 подъездн. путь;

23. д. Купсола 1 водоем; 2 подъездн. пути;

24. д. Куптур 1 водоем; 1подъездн. путь;

25. д. Кюшнур 1 водоем; 1 подъездн. путь;

26. д. Нюхта 1 водоем; 1 подъездн. путь;

27. д. Орешкино 1 водоем; 1 подъездн. путь;

28. д. Шихмамат 1 водоем; 1 подъездн. путь;

29. д. Юркино 1 водоем; 1 подъездн. путь;

30. п. Лесной 1 водоем; 1 подъездн. путь;

31. п. Песчаный 1 водоем; 1 подъездн. путь;

32. п. Светлый 1 водоем; 1 подъездн. путь;

33. п. Студенка 1 водоем; 2 подъездн. пути;

34. д. Юшково - 1 подъездн. путь;

35. пгт. Краснооктябрьский - 3 подъездн. пути;

36. п. Юбилейный - 1 подъездн. путь;

37. с. Азаново - 1 подъездн. путь;

38. д. Нердашево - 1 подъездн. путь;

39. д. Петяково - 1 подъездн. пути;

40. д. Яндушево - 1 подъездн. путь;

41. д. Малые Шапы - 1 подъездн. путь;

42. п. Старожильск - 1 подъездн. путь;

43. д. Средние Шапы - 1 подъездн. путь;

44. д. Яшмаково - 1 подъездн. пути;

45. д. Федоскино - 1 подъездн. путь;

46. с. Кузнецово - 1 подъездн. путь;

47. с. Нурма - 2 подъездн. пути;

48. д. Нефедкино - 1 подъездн. путь;

49. д. Нолька - 1 подъездн. путь;

50. д. Сенькино - 1 подъездн. путь;

51. д. Какшансола - 2 подъездн. пути;

52. д. Малая Турша - 1 подъездн. путь;

53. д. Туршемучаш - 1 подъездн. путь;

54. с. Шойбулак - 1 подъездн. путь;

55. д. Сидорово - 1 подъездн. путь;

56. д. Новотроицк - 1 подъездн. путь;

57. д. Загуры - 1 подъездн. путь.


^ 3.1.5. Зоны с особыми условиями использования территории и прочие природоохранные ограничения


В соответствии с Градостроительным кодексом РФ, а также особенностями градостроительного освоения территории, к зонам природоохранного назначения отнесены:

- водоохранные зоны и прибрежные полосы водных объектов;

- зоны охраны источников питьевого водоснабжения;

- охранные зоны особо охраняемых природных объектов.

К землям природоохранного назначения в соответствии с Земельным и Лесным кодексами РФ относятся особо охраняемые природные территории и защитные леса.

Водоохранной зоной водных объектов является территория, примыкающая к акватории водного объекта, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов.

В пределах водоохранных зон устанавливается специальный режим хозяйствования и иных видов деятельности.

Соблюдение особого режима использования территории водоохранных зон является составной частью комплекса водоохранных мер по улучшению гидрологического, гидрохимического, санитарного и экологического состояния водных объектов и благоустройству их прибрежных территорий.

В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации от 12 апреля 2006 г. № 74-ФЗ устанавливаются размеры водоохранных зон и режимы их использования для всех водных объектов.

Водоохранные зоны рек включают поймы, надпойменные террасы, бровки и крутые склоны коренных берегов, а также овраги и балки, непосредственно впадающие в речную долину или озерную котловину.


Размеры водоохранных зон водных объектов, в соответствии со статьей 65 Водного кодекса РФ устанавливаются следующие:

Ширина водоохранной зоны при протяженности участков рек:

- менее 10 км от истока и устья - 50 м;

- от истока до 10 км - 50 м;

- от 10 км до 50 км - 100 м;

- от 50 км и более - 200 м.

Для озер и водохранилищ - 50 м.


Радиус водоохранной зоны для истоков реки или ручья устанавливается в размере 50 м.

В пределах водоохранных зон выделяются прибрежные защитные полосы, на территории которых вводятся дополнительные ограничения использования.

Минимальная ширина прибрежных защитных полос устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта.

Ширина прибрежной защитной полосы при уклоне берега водного объекта устанавливается:

- при обратном и нулевом уклоне - 30 м;

- при уклоне до 30 - 40 м;

- при уклоне от 30 и более - 50 м.

Ширина прибрежной защитной полосы озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других биологических ресурсов) устанавливается в размере 200 м независимо от уклона прилегающих земель.

В границах водоохранных зон запрещается:

- использование сточных вод для удобрения почв;

- размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, отравляющих и ядовитых веществ;

- осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болез-нями растений;

- движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных тран-спортных средств), за исключением их движения по дорогам и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;

- распашка земель;

- складирование отвалов размываемых грунтов;

- выпас сельскохозяйственных животных и организация летних лагерей скота.

Участки земель в пределах прибрежных защитных полос могут быть предоставлены для размещения объектов водоснабжения, рекреации, рыбного и охотничьего хозяйства, на водопользование, в которых устанав-ливаются требования по соблюдению водоохранного режима.

Зоны санитарной охраны источников водоснабжения это территории, прилегающие к водопроводам хозяйственно-питьевого назначения, включая источник водоснабжения, водозаборные, водопроводные сооружения и водоводы в целях их сонитарно-эпидемиологической надежности.

Основной целью создания и обеспечения в зоне санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, где они расположены.

Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов. Назначение первого пояса - защита места водозабора от загрязнения и повреждения.


Второй и третий пояса включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.

Размеры зон санитарной охраны определяются нормами СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения".

Граница первого пояса устанавливается на растоянии не менее 30 м от скважины при использовании защищенных подземных вод, на растоянии не менее 50 м при использовании недостаточно защащенных подземных вод.

В первом поясе запрещается все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации.

Природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение находятся под особой охраной, для чего устанавливается особый правовой режим.

В целях защиты особо охраняемых пиродных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках создаются охранные зоны с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.

В границах буферных зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий.

Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов.

С учетом особенностей правового режима защитных лесов и выполняемых ими полезных функций, в них устанавливаются следующие категории защитности:

- запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб;

- леса зеленых зон и лесопарки в населенных пунктах;

- защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистралей, авто-мобильных дорог федерального и республиканского значения;

- запретные полосы лесов по берегам рек и другим водным объектам:

- по рекам Большая и Малая Кокшага 3 км,

- по остальным рекам 1 км,

- по озерам Большой Мартын, Шап, Карась 300 м.


^ 3.2. Перспективы и основные направления градостроительного развития района


Основные направления градостроительной политики, способствующие комплексному развитию Медведевского района, нацеленные на повышение степени интеграции в отдельные отрасли, а также интенсивности использования природно-ресурсного потенциала района должны стать мероприятия:

- по формированию единого транспортно-планировочного каркаса района, обеспечивающего активизацию связей отдельных населенных пунктов с административно-территориальными центрами и свободный выход на республиканскую и федеральную транспортные сети;

- по повышению степени эффективности использования природно-ресурсного потенциала;

- по приоритетному развитию инженерной инфраструктуры внутриселенного и межселенного значения;

- по повышению степени интенсивности и функционального разнообразия использования территории на основе комплексного использования природно-ресурсного потенциала;

- по проведению крупномасштабных природовосстановительных работ.


^ 3.2.1. Основные направления градостроительного развития территории района


К основным направлениям градостроительного развития территории относятся:

- достижение инвестиционной и экономической привлекательности района на базе полицентричного развития его функций;

- перспективное хозяйственное и градостроительное развитие в условиях сбалансированного использования социального, экономического и природного потенциалов района;

- проведение энергосберегающей политики на основе вовлечения в эксплуатацию и комплексного использования различных энергоресурсов;

- интенсификация транспортных связей и создание единой тран-спортной системы;

- сокращение (или ликвидация) ущерба, причиняемого окружающей среде, а также воспроизводство и охрана природных ресурсов и природного наследия посредством поддержки баланса экосистемы;

- комплексное сохранение историко-культурного наследия и одновре-менное удовлетворение потребностей современного общества;

- принятие предупреждающих мер в сферах землепользования и строительства, направленных на ограничение размеров ущерба от природных бедствий, аварий и катастроф.

Основная направленность градостроительной политики в районе на всех уровнях должна быть связана с укреплением экономической базы и социальной инфраструктуры населенных пунктов сельских, городских поселений, улучшением их транспортных связей с районным центром, а также повышением уровня инженерной обеспеченности территории.

^ 3.2.2. Функциональное зонирование территории района


Перспективное градоэкономическое зонирование территории района основывается на оценке существующего функционального использования частей территории, сложившейся системы расселения, планировочной организации и наличия ресурсно-хозяйственного и социально-экономического потенциалов.

Функциональное зонирование предполагает выделение на территории района зон по трем основным критериям: интенсивной, экстенсивной и ограниченной хозяйственной и градостроительной деятельности.


^ Зона интенсивной хозяйственной и градостроительной деятельности

В зону интенсивной хозяйственной и градостроительной деятельности входят:

- подзона преимущественной урбанизации с размещением основных предприятий промышленного производства

(пгт. Медведево, пгт. Краснооктябрьский);

- подзона сельского хозяйства пригородного типа.


^ Зона экстенсивной хозяйственной деятельности

Зона экстенсивной хозяйственной деятельности включает подзону сельского хозяйства и подзону лесоэксплуатации.


^ Подзона сельского хозяйства

В подзоне сельского хозяйства базовыми отраслями специализации сельскохозяйственных предприятий остаются молочное и мясное животноводство, птицеводство, овощеводство, а дополнительными возможно возрождение пчеловодства и звероводства.

Должна сохраниться и получить дальнейшее развитие пригородная специализация сельского хозяйства по производству диетической и скоропортящейся продукции (парное мясо, свежие молочные продукты, диетические яйца), а также свежих овощей.

Для необходимого роста востребованной сельскохозяйственной продукции необходимо повышение продуктивности сельскохозяйственных угодий, поддержание в рабочем состоянии мелиоративных систем, выполнение агротехнических, противоэрозионных, культуртехнических мероприятий.

Требуется также обновление значительной части машинно-тракторного парка, внедрение новых энергоэффективных агрегатов и систем для сельскохозяйственного производства на базе иновационных технологий.


^ Подзона лесоэксплуатации

В подзоне лесоэксплуатации в Медведевском районе сложились наиболее благоприятные условия. Здесь сконцентрированы значительные объемы доступного использования лесосырьевых ресурсов за счет близости транспортных магистралей.

Лесные ресурсы района, как постоянно возобновляемые естественным путем, могут рассматриваться в долгосрочной перспективе дополнительным источником и основой развития реального сектора экономики района.

Однако территориальное размещение лесозаготовок и перераба-тывающих центров должны учитывать необходимость сохранения и упрочения экологического равновесия на территории района. Обязательным условием в части обоснования объемов производства должно быть полное соблюдение требований неистощительного и постоянного лесопользования, охраны природной среды.

^ Зонирование лесных участков

Для решения проблем зонирования лесных участков в условиях действующего законодательства необходимо учитывать интересы следующих субъектов:

1) Интересы местного населения и использование лесных ресурсов для собственных нужд:

- пространственное размещение территории (близость к населенным пунктам);

- доля площадей по видам ресурсов, используемая доля для собственных нужд населения (до 10%);

- обременение арендаторов по обеспечению данного вида использования;

- определение объема использования ресурсов для собственных нужд;

- нарушение сервитута – (рекреационные зоны, и тп).

2) Интересы муниципальных образований:

- развитие инфраструктуры;

- развитие коммерческого использования территорий и увеличение объемов налоговых поступлений;

- создание новых рабочих мест.

3) Интересы хозяйствующих субъектов:

- максимизация прибыли;

- четкое представление об обременениях лесного участка.

4) Интересы некоммерческих учреждений:

- сохранение и расширение особо охраняемых природных территорий;

- сохранение и расширение объектов культурного наследия;

- сохранение и расширение объектов религиозного использования.

5) Интересы государственных и муниципальных органов управления:

- соблюдение лесного законодательства;

- оптимизация лесоземлепользования.

^ Принципы зонирования территорий лесных участков

по видам использования лесов

Таблица 29

Вид

использования лесов

Названия зон

Принципы выделения

зон или категории защитности

1. Ведение охотничьего хозяйства и осуществле-ние охоты.

1. Зона ведения охотничьего хозяйства и осуществление охоты.

Лесные участки за иск-лючением лесов зеленых зон.

2. Заготовка пищевых лес-ных ресурсов и сбор лекарственных растений.

1. Зона промышленной заго-товки пищевых лесных ресур-сов и лекарственных растений.

Эксплуатационные и в-одоохранные леса.

2. Зона использования пищевых лесных ресурсов и лекарст-венных растений населением для собственных нужд.

Леса не вошедшие в зону 2.1.

3. Заготовка и сбор недре-весных лесных ресурсов.

1. Зона промышленной заго-товки и сбора недревесных лесных ресурсов.

Эксплуатационные и водоохранные леса.

2. Зона заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов населением для собственных нужд

Леса не вошедшие в зону 3.1.

4. Ведение сельского хо-зяйства.

1. Зона ведение сельского хозяйства.

Эксплуатационные леса сенокосы, пастбища, вы-гоны, пашни, прогалины.

5. Заготовка живицы.

1. Зона заготовка живицы.

Эксплуатационные леса.

6. Создание лесных план-таций и их эксплуатация.

1. Зона плантационного выра-щивания лесных плодовых, ягодных, декора-тивных и лекарственных растений.

Эксплуатационные леса (пашни, прогалины).

7. Переработка древесины и иных лесных ресурсов.

1. Зона переработки древеси-ны и иных лесных ресурсов.

На территории эксплуа-тационных лесов пустыри, прогалины.

8. Заготовка древесины.

1.Зона заготовки древесины, аренда и постоянное бессроч-ное пользование.

Территория лесного фонд Министерства лесного хозяйства Республики Марий Эл.

2 Зона для обеспечения потре-бностей местного населения.

До 10% объемов аренды.

9. Выращивание лесных плодовых, ягодных, деко-ративных и лекарствен-ных растений.

1. Зона плантационного выра-щивания лесных плодовых, ягодных, декоративных и лека-рственных растений.

Эксплуатационные леса.

10.Осуществление рекреационной деятельности.

1. Зона памятников, природы, комплексных и охотничьих заказников.

Памятники природы, за-казники, национальный парк.

2. Участки для строительства реконструкции и эксплуатации объектов рекреационного ис-пользования.

На основании проведен-ного анализа по перс-пективе развития рекре-ационного использования лесов.

3. Перспективные территории для осуществления рекреации-онной деятельности.

Зеленые зоны и защитные леса.

11. Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка место-рождений полезных иско-паемых.

1. Зона выполнения работ по геологическому изучению недр, разработка месторожде-ний полезных ископаемых.

Эксплуатационные леса. Участки в защитных лесах (за исключением ООПТ и зеленых зон), где возможна сплошная рубка насаж-дений.

12. Осуществление науч-но-исследовательской и образовательной деяте-льности.

1. Зона осуществления научно исследовательской и образова-тельной деятельности

На основании проведен-ного анализа в потр-ебности использования лесов по данному виду.

13. Осуществление рели-гииозной деятельности.

1. Зона осуществления рели-гииозной деятельности.

На основании проведен-ного анализа в потреб-ности использования ле-сов по данному виду.

14. Строительство, рекон-струкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, тру-бопроводов и других линейных объектов.

1. Зона строительства, рекон-струкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов.

Согласно Схемы террито-риального планирования Республики Марий Эл и эксплуатации существу-ющих линейных сору-жений.

15. Строительство и экс-плуатация водохра-нилищ и иных искус-ственных водных объек-тов, а также гидротех-нических сооружений.

1. Зона строительства и эксп-луатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротех-нических сооружений.

Согласно Схемы терри-ториального ланирования Республики Марий Эл.

3206482692581166.html
3206519667856673.html
3206636343696587.html
3206756640326788.html
3206854769114967.html